Готовый реферат:

Философия и экономика

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1. Зарождение «экономической метафизики»…………………..…3

Глава 2. История философии экономики………………………………..…7

2.1 Античная и средневековая философия экономики…………………….…7

2.2 Философия экономики в эпоху Нового времени…………………………12

Заключение……………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………..…19

Введение

В формате заданной темы особый интерес для нас представляет дисциплина — философия экономики, которая исследует общие закономерности хозяйственно-практической и теоретико-экономической сфер человеческого бытия. Она позволяет осуществить комплексный и целостный подход к изучению истории экономических учений, к её теоретической основе, преодолеть  фрагментарность и междисциплинарную замкнутость экономических дисциплин. Данная дисциплина особое внимание обращает на ценностно-смысловую и мировоззренческую основы учений. Кроме того, только на основательном философском фундаменте общей методологии науки,  культуры и философии можно постигнуть процесс воспроизводства как главный системный объект экономической науки. Обращается внимание на ценностную детерминацию хозяйственной деятельности человека.

В данной работе взаимосвязь экономической и философской наук будет рассмотрена на примере двух периодов истории развития как экономической, так и политической мысли, а точнее период античности и средневековья, и период Возрождения и Нового времени. Эти два периода выбраны не случайно, так как именно тогда происходило наиболее явное пересечение этих двух научных направлений, и великих философов античности и Нового времени столь же по праву можно считать значительными экономистами своего времени.

Актуальность такого рода исследования сегодня заключается в общей синергетической тенденции сращивания различных дисциплин для решения конкретных, зачастую узких задач, поэтому осознание наличия огромного количества точек соприкосновения между различными науками способствует их дальнейшему синтезу.

Глава 1. Зарождение «экономической метафизики».

В некоторых европейских обществах в результате бурных революций экономические, политические, юридические порядки меняются на глазах поколения. Люди непосредственно фиксируют социальные изменения, начинают задумываться о влиянии собственных действий на общественные институты. Так, вопрос о положении человека в социальном процессе постепенно прорастает в совокупность вопросов о влиянии человеческих индивидов на социальную эволюцию, на формы, в которых она протекает, на ту систему измерений, что служит для ее упорядочения и познания. Завершение географических открытий устанавливает действительную общность человеческой истории. Образуется единое пространство совокупной деятельности людей, постепенно заполняемое экономическими взаимодействиями, борьбой политических интересов, научными связями и культурными контактами. Возникает потребность в создании общего языка, описывающего пространство, придающего географии социальное значение. Карта мира становится предварительным проектом различных человеческих взаимосвязей.

Возникают новые возможности для человеческих сил, кооперации и закрепления их в особых структурах производства, экономики, техники, права, науки, образования. Эти структуры приобретают как бы самостоятельное существование, они «обрастают» вещными, внешними по отношению к людям формами, начинают сами влиять на строй отношений, деятельности, мышления людей. Они не просто опредмечиваются и застывают, подобно древним гигантским сооружениям: они воспроизводятся, «работают» и задают некий циклический ритм повседневному поведению людей. Причем в отличие от природы-земли, искони приучавшей человека к циклам своего бытия, они создают «органы» или инструменты, позволяющие менять ритмы и ускорять темпы человеческой деятельности, они меняются и заставляют меняться людей.

Начинается новый этап приручения человеком вещей и оформления своих собственных сил. Новый уровень проникновения человека в мир вещей обусловлен тем, что человек уже практически подготовил средства для использования не самих вещей, а отдельных полезных свойств, извлекаемых из вещей, соединяемых в ряды и системы. Он создает специальные орудия и их комбинации, механизмы и машины для «перегонки» конкретных вещей в «чистые» материалы и стихии. Взаимодействия этих материалов и стихий начинают в представлении человека заслонять и замещать конкретно-вещественный образ природного мира.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Джордано Бруно

Происходящие перемены не могут не сказаться и на самом человеке. Обнаружив свои новые отношения со временем, он и себя начинает все более ощущать и понимать как силу бытия, как его особую стихию, квинтэссенцию, не исчерпываемую никакими конкретными — сословными, физическими или цеховыми характеристиками. Итак, обособленный индивид как определенная историческая форма  связан с определенной формой социальной связи, которая исключала прямую зависимость человека от человека, группы, социума, превратилась в общественное отношение, в квазисамостоятельную реальную абстракцию.

С «другой стороны», вещью или системой вещей особого рода, отделившихся от индивидов и их непосредственных зависимостей оказывается производство. Орудия и средства деятельности начинают «отрываться» от индивидных форм бытия людей, собираться и группироваться в совокупности и ряды, создают особую сферу жизни общества, новые нормы человеческого поведения, реализации и развития сил человека. Производство оформлялось как совокупность вещественных условий, орудий, средств, объединенных для получения вещественной продукции, сохраняющей и пополняющей бытие людей. Люди, оживляющие процесс производства, тоже предстали, прежде всего, с их «вещественной стороны» как носители энергии, как телесная двигательная сила. И даже общественные отношения, приняв форму опосредованных человеческих зависимостей, приобретали вещный характер. Производство, развертываясь как предметная структура, особый механизм человеческого бытия.

 По сути, производство вещей — лишь момент воспроизводства овеществленных социальных форм и человеческих сил. Иными словами, человек в производстве вступает в контакт не с вещами, а с выраженными в них формами движения человеческих сил. Поэтому и от работника — чем дальше, тем больше — требуется способность управлять этими силами, а не просто быть сгустком возбуждающей их энергии. И это уже не физика, характеризующая производство с точки зрения природных законов. Это — метафизика, рассматривающая производство вещей как момент социально-человеческого процесса.

«Первая метафизика» производства возникла в экономике как в особом измерении, особом понятии, характеризующем процесс производства с точки зрения эффективного насыщения его человеческими силами и взаимосвязями. Я говорю об экономике как о первой метафизике производства потому, что культура и история должны были в дальнейшем дать и «второе» и «третье» метафизическое истолкование социально-человеческого процесса и показать, в частности, ограниченность «экономической метафизики», ее способность видеть только абстрактные формы реализации человеческих сил, а стало быть, и непроницаемость для нее многих важных аспектов человеческого бытия. Однако на первых порах именно экономика подвела человеческое мышление к пониманию производства как предметного тела цивилизации, предметного «сгущения» взаимосвязанных человеческих сил. Представив производство как особую систему вещей, экономика положила начало выявлению в этой системе социальных форм, использованию этих форм как измерителей эффективности человеческих действий. Отсюда же проистекает и расхождение двух трактовок деятельности: как квазиприродного процесса и как предметного синтеза человеческих сил и связей.

Экономика высветила функционирование и развитие связи людей, осуществляемой через производство. Тем самым она определила и новую систему измерения человеческих сил и способностей, природных вещей и культурных ценностей. Все это обретало общий абстрактный измеритель, независимый от конкретных свойств людей и вещей. Подчеркнем то обстоятельство, что человеческие качества оказались включенными в ситуации сравнения и измерения в ряду других вещей, т.е. как овеществившиеся, отделившиеся от своих субъектов формы.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Основные принципы организации финансов на примере финансов России

Экономика своим абстрактным измерением, как всепроникающим излучением, выявила внутренние связи и функции различных подсистем общества. В контексте экономики понятия государства, права, науки, культуры приобретали новое измерение и глубину. Некоторые из них, например понятия государства и права, должны были существенно измениться, определив этим и перспективу практических изменений соответствующих сфер. Другие, например понятия культуры, искусства, нравственности, всем своим существом «сопротивлялись» экономическому измерению, однако и они испытали мощное давление реальных абстракций, стимулирующих «экономическую метафизику» человеческого бытия.

Глава 2. История философии экономики.

2.1 Античная и средневековая философия экономики.

Семь тысяч лет  на­зад на­чал­ся но­вый этап в раз­ви­тии об­щес­тва — ста­но­вле­ние го­су­дарств, воз­ни­кновение ра­бо­вла­де­ния. Цен­тром этой ци­ви­ли­за­ции в те­че­ние 3-4 тысяч лет был Еги­пет, за­тем Ки­тай, Ва­ви­лон. В этих стра­нах воз­ни­кли про­фес­си­она­ль­ные зна­ния, ес­те­ствен­ные и тех­ни­че­ские на­уки. В этот пе­ри­од  существовали  раз­лич­ные фор­мы на­став­ле­ний ли­де­рам об­щес­тва (фа­ра­онам и т.п.).  

   Две с половиной тысячи лет на­зад на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние уче­ний об эко­но­ми­ке, обо­со­бле­ние эко­но­ми­че­ской на­уки от других наук.    Вопросами роли экономики в общественной жизни заинтересовались такие античные учёные, как Ксенофонт, Платон и Аристотель. 

Термин «Экономика» — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство». Впервые встречается у греческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, в котором рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Его мож­но счи­тать и пер­вым эко­но­ми­стом. Ксе­но­фонт ис­хо­дил из не­воз­мож­но­сти всез­на­ния в хо­зяйс­твен­ном де­ле. В то же вре­мя он дал не то­ль­ко об­щие прин­ци­пы ме­не­джмен­та, но и зна­ния об эко­но­ми­ке основ­но­го тог­да зве­на — до­мо­хо­зяйс­тва. Он вклю­чил в про­из­ве­де­ние и прак­ти­че­ские зна­ния — агро­те­хни­ку вы­ра­щи­ва­ния зер­но­вых, са­до­водс­тво. Его про­из­ве­де­ние — факт единс­тва тех­ни­че­ских и при­клад­ных эко­но­ми­че­ских на­ук в тот период времени. В по­сле­ду­ющем они обо­со­би­лись. Ксе­но­фонт рас­сма­три­вал раз­де­ле­ние тру­да и его зна­че­ние для ём­ко­сти, раз­ме­ра рын­ка.

Философия и экономика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика