Готовый реферат:

Эстетический смысл трагического

План

Введение……………………………………………………………………………3

1. Сущность трагического………………………………………………………..4

2. Общефилософские аспекты трагического……………………………………6

3. Виды трагического: трагедия пессимистическая и оптимистическая…….10

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

Введение

          Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что трагическое, подобно прекрасному и безобразному, возвышенному и низменному, – явление эстетическое. Это значит, что оно должны иметь такую же двойственную, объективно-субъективную природу, что оно должно рождаться в результате того же соотнесения жизненной реальности и человеческих идеалов. Трагический характер может иметь только действие – реальное человеческое или изображенное в искусстве. Поэтому и в жизни, и в искусстве сфера трагического значительно уже, чем сфера прекрасного и возвышенного, охватывающая и мир предметов, и мир действий. В таком случае встает вопрос: чем же отличается эстетический смысл некоего действия, оцениваемого как трагическое, от его же эстетической ценности как возвышенного или прекрасного? В отличие от прекрасного и возвышенного, зародившихся в недрах восприятия гармонической организованности бытия, трагическое восходит к изначально нерасчлененному восприятию мира. Его существо состоит в том, что она образно моделирует столкновение и противоборство неких жизненных сил, раскрывает конфликтные отношения между реальностью и человеческими идеалами. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Эстетический смысл трагического».

          Цель исследования –  проанализировать эстетический смысл трагического.

Задачи исследования:

1. Обосновать сущность трагического.

2. Выделить общефилософские аспекты трагического.

3. Охарактеризовать виды трагического.

1. Сущность трагического

Слово “трагическое” вызывает обычно в нашем воображении представление о чьей-то гибели или по крайней мере о чьих-то страданиях. Трагедия – суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Объясняется это тем, что “трагическим” мы называем некое событие тогда, когда испытываем при его восприятии чувства сострадания, скорби, душевной боли, то есть такие чувства, которые являются нашей эмоциональной реакцией на смерть и страдания близких и ближних. На этом основании большинство теоретиков усматривало сущность трагического именно в смерти человека. личность снимает причины патогенных аффектов и овладевает ситуацией, а значит – ликвидирует источник морально-этического конфликта.

Споры велись лишь вокруг того, при каких условиях смерть приобретает трагический смысл. В качестве условий разные эстетики предлагали столкновение с роком, судьбой, фатальной исторической необходимостью. Критикуя такую позицию, Чернышевский утверждал, что гибель и страдания человека трагичны сами по себе, ибо человеческая жизнь является абсолютной ценностью, и потому страдания человека, тем более его смерть, оказываются всегда и безусловно трагическими. Понятие “трагическое” становилось, таким образом, у Чернышевского синонимом понятия “ужасное”[1].

Очевидна гуманистичность такой концепции трагического, но очевидна и абстрактность этого гуманизма. Это неудивительно – ведь столь же абстрактным был антропологический материализм общефилософской концепции Чернышевского. Далеко не всякая гибель человека воспринимается нами как трагическая. Это бывает только в том случае, когда погибают любимые нами люди, те кто заслужил наше уважение, восхищение, те, кто воплощал наш идеал и погиб в борьбе за него. Если же гибнет или страдает человек, действия которого противоречат нашему жизненному идеалу, угрожают ему, опасны для него, то никакой трагедии для нас не возникает – напротив, мы испытываем в этом случае удовлетворение, облегчение, а подчас и радость. Таков основной смысл трагического как в жизни, так и в искусстве[2].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Обеспечение жизнедеятельности человека

Именно потому, что трагическое есть своеобразное соотнесение реального и идеального, оно, как и все другие эстетические категории, имеет всегда исторический характер. Именно причастностью к конкретному социально-историческому идеалу определяется эстетический смысл трагического. Но причастность эта может проявляться по-разному. Если человек или герой нравится нам, если мы понимаем его и сочувствуем ему, но он погибает в результате деятельности, противоречащей нашему идеалу, мы склонны считать его добросовестно заблуждающимся, а его гибель – трагической.


[1] Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1998, С. 67

[2] Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1998, С. 68

Эстетический смысл трагического

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика