Готовая курсовая:

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 4

Глава 1 Развитие экономических институтов в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции……………………………………………………………………………………………………… 6

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты……………………………………………………………………………………………………… 11

1.3. Понятие и сущность экономических институтов…….. 14

1.4.  Предприятие, учреждение и органи­зация как экономические институты……………………………………………………………………………….. 21

Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты……………………………………………………………………………… 27

Заключение…………………………………………………………………. 36

Литература………………………………………………………………….. 39

Введение

Проведен анализ теоретических основ для формирования системы экономиче­ских институтов. Рассмотрены экономические институты: «семья», « предприятие», «регион», а также различные межуровневые взаимодействия в рамках государст­венного устройства.

Развитие экономических институтов как субъектов рынка и субъектов госу­дарственного регулирования, как необходимых составляющих по реализации про­грамм социально-экономического развития определяется действующим законода­тельством (нормативно-правовыми актами), а деятельность экономических инсти­тутов в части исполнения законов и нормы обеспечивается регулирующими орга­нами.

Эти контексты присутствуют в развитии любой страны, территории и имеют тот или иной акцент и особенности в силу специфики исторического развития, системы государственного регулирования, развития социальных институтов и гражданского общества, степени влияния процессов интеграции, интернационализации, глобали­зации и т.н. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы.

Следовательно, вопрос  исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.

Целью данной  работы является  исследование вопроса экономических институтов. Предмет  исследования: экономические институты.

Курсовая работа состоит из 2-х глав:

— Глава 1 Развитие экономических институтов в России;

-Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике.

  Основные задачи данной работы:

— Проанализировать сущность экономических институтов

-Исследовать  предприятия, учреждения и органи­зации как экономические институты;

— Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.

В работе были использованы материалы специальной периодической литературы.

Глава 1 Развитие экономических институтов в России

 

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции

В воспроизводственном процессе хозяйствующие субъекты распадаются на две группы обособленных, организационно оформленных, самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные” отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие) ресурсы и производящие потребительные блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий замкнутый поток экономических благ обозначен внутренним кругом схемы хозяйственного кругооборота, представленной на рисунок 1. Замкнутый поток доходов домохозяйств и фирм в противоположном направлении на схеме обозначен внешним пунктирным кругом.

Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота

Оба потока постоянно встречаются и взаимообмениваются на рынках ресурсов и продукта. Рынок как институт обмена контрагентов в условиях разделения труда является сферой экономики, в которой хозяйствующие субъекты осуществляют куплю – продажу благ (учитывая то, что современные торговые сделки иногда заключаются по телекоммуникационной сети, рынком нельзя назвать только место взаимодействия продавцов и покупателей, как это делается в экономической литературе). Рынок, помимо реализации обмена благ, обеспечивает свободу экономического выбора (количества, качества и цен благ), их эффективное распределение, координацию экономической деятельности в целом, т.е. рынок является регулятором экономики.

Известна институциональная двойственность экономики. Она состоит из рынков и фирм (всегда имеются “рыночное пространство” и “пространство фирм”), между которыми существуют подвижные равновесные пропорции (рисунок 2).

Рисунок  2 — Схема институциональная двойственность экономики.

Фирмы – это экономические единицы, построенные на властных вертикальных отношениях субординации руководителя (принципала) и подчиненных, исполнителей (агентов), а рынки – единицы, построенные на равноправных горизонтальных отношениях координации продавцов и покупателей (контрагентов). Все эти отношения в институционализме рассматриваются как внутренние и внешние контракты. Рынки и фирмы представляют собой альтернативные способы организации деловой активности. Но поскольку власть как способность и возможность одних лиц (одного лица) осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение других лиц является административной властью, то фирмы, располагая и экономическими, и административными ресурсами, имеют общую потенциальную тенденцию к расширению своей деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки, тем более устойчива и консервативна институциональная структура экономики, слаба экспансия фирм и медленнее осуществляется распределение рынка между фирмами. Укрупнение же производственной иерархии агентов и контрагентов принципала увеличивает издержки контроля и также влияет на равновесие структур.

Необходимо отметить, что решение вопроса “Производить или покупать?” касается не только фирм, но и домохозяйств, а также государства, производящего общественные блага. Существующие в настоящее время развернутые социально-бытовая и государственная инфраструктуры экономики являются следствием вытеснения соответствующей деятельности в рынок из-за высоких издержек собственного контроля.

Одной из главных задач микроэкономики является объяснение рыночного поведения фирм и большого разнообразия и изменчивости их конкретных институциональных форм. Это предполагает исследование целей фирм, методов и средств получения ими конкурентных преимуществ, эффективных организационно-правовых форм существования предпринимательства.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Учет и налогообложение валютных операций

Деловое поведение фирм, прежде всего, определяется их целями, точнее целями владельцев (владельца), высших управляющих и других агентов фирм. Анализ показывает, что в качестве цели владельцы фирм почти всегда ставят максимизацию прибыли (разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками), так как она является результатом социальной выгоды от деятельности фирм (они получают прибыль только в случае производства пользующихся спросом благ) и конкуренции, источником предпринимательского дохода, дивидендов и развития фирм.

Однако мотив прибыли не действует в некоммерческих организациях, например, в области здравоохранения и образования. Считается, что такие “фирмы” работают в условиях иных ограничений и реализуют целевые функции, не связанные с получением прибыли. Анализ поведения хозяйствующих субъектов показывает, что даже те из них, которые находятся в коммерческом поле деятельности, часто проявляют ограниченную рациональность.

Если учесть, что задачи фирм могут быть не только краткосрочными, но и долгосрочными, стратегическими, то общий список возможных целей значительно расширяется.

Фирмы, которые не преследуют цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на вытеснение с рынка, не могут выжить в условиях “естественного отбора” конкуренции.

Важно заметить, что не абсолютная величина прибыли, а ее соотношение с капиталом или издержками, т.е. прибыльность, должны выражать цель фирмы. Прибыльность является действительно унифицированным целевым сравнительным показателем деятельности любых хозяйствующих субъектов.

Установка на достижение максимальной прибыльности фирмы в условиях внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции предопределяет институциональные методы и средства создания конкурентного преимущества (см. рис. 3).

Весь комплекс целей, методов и средств конкуренции имеет институциональную (юридически установленную) форму, которая позволяет, с одной стороны, упорядочить разнообразие хозяйственной деятельности субъектов и, с другой стороны, сохранить ее целесообразность, т.е. нацеленность на достижение наивысшей прибыльности.

Идеальным случаем отраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов является так называемая совершенная (“атомистическая” или “действенная”) конкуренция, которая предполагает:

1) однородность производимых товаров;

2) большое число продавцов и покупателей товаров;

3) свободу входа в отрасль и выхода из нее предпринимательского капитала;

4) обладание участниками рынка полной информацией о конъюнктуре;

 5) продажу и покупку одним участником рынка количества товаров, которые пренебрежительно малы по сравнению с совокупным объемом операций в отрасли;

6) отсутствие как среди продавцов, так и покупателей сговора;

7) максимизацию потребителями полезности, а производителями прибыльности реализации товара;

8) свободную переместимость товаров. Совершенная конкуренция считается либо чисто теоретической абстрактной конструкцией, либо связывается с классической рыночной экономикой или какой-либо ее отраслью, соответствующими указанным условиям (например, рынок зерна, который наиболее близок к “совершенству”).

Отсутствие хотя бы одного из условий означает существование несовершенной конкуренции, которая более соответствует реальной экономике и огромному количеству конкретных рыночных структур. Несовершенная конкуренция усиливает контрактную основу отрасли и экономики (когда договариваются между собой не только контрагенты, но и конкуренты), а рыночная структура приобретает властный характер, появляются субъекты, объекты (пространство) и средства власти. Реальная отрасль несовершенной конкуренции производителей может сводиться к отдельному предприятию, сильно специализировавшему свой товар, или к нескольким крупным фирмам, составляющим олигополию, либо просто совпадает с монополией.

Явление конкуренции в условиях современного рынка становится, как правило, комплексным и включает в себя:

1) классическую конкуренцию между большим количеством мелких и средних предприятий;

2) конкуренцию между монополизированными фирмами и аутсайдерами;

3) конкуренцию между крупными фирмами, входящими в олигополию;

4) конкуренцию предприятий, входящих в монополистическую структуру, но стремящихся к самостоятельности.

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты

Объекты микроэкономики являются не только институциональными единицами производства и конкуренции, но и элементами структуры народного хозяйства. Понятие “структура” здесь означает устойчивую, существенную связь составных частей системы, базовое ее строение. Структурные компоненты экономики имеют фундаментальное значение в хозяйственной жизни общества, поскольку характеризуют главные функциональные экономические связи.

Для выделения структурных единиц микроэкономики воспользуемся вышеприведенной схемой кругооборота благ и доходов (см. рис.1), сделав в ней некоторые уточнения и добавления.

Во-первых, “капитализируем” часть потока доходов домохозяйств в виде процентов на капитал и ренты в активы (имущество) фирм и тогда их цель – максимизация прибыльности в виде рентабельности капитала – становится очевидной.

Во-вторых, учитывая, что потребление всегда является и производством, будем считать главной экономической функцией домохозяйств производство рабочей силы, т.е. возобновление работоспособного состояния человека. [1]

В-третьих, целью домохозяйств является получение выгоды (прибыли) как разницы между доходами от реализации рабочей силы в производственном секторе экономики и расходами на ее производство. При этом прибыльность становится “сквозным”, универсальным, всеобщим критерием деятельности всех хозяйствующих субъектов экономики.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Золотой век русской литературы

В-четвертых, критерий прибыльности обусловливает функцию сбережений (инвестиций) хозяйствующих субъектов, которая дополняет функцию текущего потребления.

Домохозяйства, как и фирмы, обладают капитальными благами (предметами потребления длительного пользования), которые за счет капитализации сберегаемой заработной платы наращиваются количественно и качественно.

 В-пятых, поскольку капитальные блага фирм дублируются акциями и облигациями, реализуемыми на рынке капиталов физическими и юридическими лицами, то соответствующие потоки ценных бумаг прибавляются к товарам и услугам фирм и домохозяйств. Обратный поток доходов содержит выручку фирм и домохозяйств от продаж корпоративных ценных бумаг.

В-шестых, к структурным компонентам экономики причисляются не только фирмы и домохозяйства, но и государство, производящее общественные блага.

Схема кругооборота экономических благ между этими тремя структурными единицами представлена на рис.4.

На схеме поток V характеризует рабочую силу, продуцируемую домохозяйствами и потребляемую фирмами и государственным сектором. Обратный денежный поток, представляющий собой доходы домохозяйств, складывается из заработной платы работников. Поток Qчастн отражает конечные частные блага, продуцируемые фирмами и потребляемые домохозяйствами и государством. Здесь обратный денежный поток есть оплата соответствующих товаров и услуг. Поток Qобщ приходится на общественные блага, продуцируемые государством и потребляемые всеми остальными хозяйствующими субъектами. Денежный эквивалент этого потока определяется в основном налоговыми поступлениями в государственный бюджет от хозяйствующих субъектов.

Воспроизводственный и устойчивый характер взаимодействия фирм, домохозяйств и государства позволяет трактовать их как системообразующие структурные единицы экономики и исходные объекты микроэкономической теории.

Наделение домохозяйств производственными функциями заставляет по-новому подойти и к “инфраструктуре” экономики, расширить рамки этого понятия. В этом случае фирмы и домохозяйства характеризуются как подчиненные, вспомогательные, обеспечивающие нормальное взаимное функционирование части системы. Если домохозяйства обеспечивают фирмы рабочей силой (трудом), то фирмы создают все необходимое для ее воспроизводства. Реальный сектор экономики производит материально-вещественный продукт для домохозяйств.

Ряд же фирменных услуг можно назвать “отраслями потребления”, где обслуживается сам человек, это:

— здравоохранение, общественное питание, детские дошкольные учреждения и учреждения для престарелых, просвещение, образование, повышение квалификации и переквалификация, досуг и сфера рекреации (культура, туризм и путешествия, физкультура и спорт, “индустрия развлечений”).

Инфраструктурой экономики может быть комплекс рыночного предпринимательства, который обеспечивает бесперебойное, успешное функционирование и воспроизводство структуры экономики.

1.3. Понятие и сущность экономических институтов

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности

Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

Под институтами следует  понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности

Институты:

— это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;

— и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Институты – господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

   Очевидно, что ключевую роль в обеспечении средне- и долгосрочных темпов экономического роста играет экономическая политика. Ухудшение ее качества в последние годы вызвано, прежде всего, увеличением государственных расходов, повышением тарифов так называемых естественных монополий, ренессансом бюрократического регулирования, расширением размеров нерыночного сектора, неспособностью справиться с «голландской болезнью», повышением реального курса рубля. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, российский бизнес теряет конкурентоспособность, объемы производства сокращаются. Продолжают расти лишь потребление, торговля, импорт, процветающие благодаря реальному укреплению рубля.

        Главной причиной замедления экономического роста выступают, поэтому не «сезонные или циклические колебания» и не «исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе», а недопустимо быстрый рост внутренних издержек. В этой связи ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля (не смешивать с девальвацией номинального валютного курса).

Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые, теоретические, общие для любых государств основы.[2]

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Классификация счетов по экономическому содержанию

1)   Ключевым процессом, присутствующем в создании, деятельности и разви­тии экономических институтов является участие и обеспечении процесса соци­ально-экономического регулирования. Тому служит и изменение за­конодательства, структуры и содержания деятельности экономических институ­тов. Экономическая система является только частью общественной системы и служит удовлетворению  политических, экономических  и  нравственно-культур­ных запросов общества.

2)   Экономический порядок в деятельности экономических институтов необходимо  понимать как задачу непрерывного формирования рамочных условий с пози­ции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономи­ку как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.

3)   Деятельность экономических институтов в рамках экономического порядка как совокупности действующих норм, правил и существующих институтов обра­зуют рамки индивидуальных и государственных действий в экономическом про­цессе страны. Они призваны выполнять общие задачи: создание и сохранение эф­фективной экономики; целенаправленной координации экономической деятель­ности;  внесение вклада в осуществление основных общественно-политических целей, таких как свобода, безопасность, справедливость, благосостояние и др.

4)   Основные формы,  и элементы деятельности экономических институтов следующие:

-система планирования и управления (централизованная, децентрализованная);

-законодательство о частной собственности; механизм ценообразова­ния;

-расчет производственных результатов;

-сопоставление системы рыночной экономики с централизованно управляемой экономической системой и т.п.

5) Для обеспечения эффективности функционирования экономических инсти­тутов рыночной экономической системы должны быть сформированы основные элементы правового порядка, такие как:

— конкурентное законодательство;

— денеж­но-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);

— правовое законодательство;

— эффективное государственное управление и др.

6)  Любые экономические институты как элементы рыночной экономической системы рано или поздно сталкиваются с различными проблемами, такими как, воз­растающая доля государственных расходов в общественном продукте, внедрение принципа  конкуренции,   возрастающая   концентрация,  экологические  проблемы, безработица, сочетание политической власти с экономическим развитием и т.п.

7)   Социальное обеспечение и социальное уравнивание являются существен­ными конститутивными элементами социальной рыночной экономики, которая интегрируется с системой (структурой) системы социального обеспечения, основ­ные принципы: например, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование по безработице и социальное пособие, страхование по уходу в случае болезни и старости и другое.

Кроме того,  в деятельности экономических институтов органично встраиваются основные принципы формирования системы социального обеспечения6

—  принцип индивидуализма имеет приоритет перед принципом социальности;

— принцип стра­хования имеет приоритет перед принципом обеспечения;

— принцип субсидиарное имеет приоритет перед принципом солидарности и т.п.

8)   Государство в рыночных экономических системах вмешивается в деятель­ность экономических институтов множеством разных способов. Необходимо учиты­вать и различать следующие важные сферы государственной деятельности:

— сис­темная политика;

— структурная политика;

— процессная политика, причем в рамках различных  (часто   меняющихся,   сочетающихся   и   конфликтующих)   политико-экономические концепций (например, концепции, ориентированные на предло­жение и спрос, социально-экономическое регулирование и т.п.).[3]

9)   Гарантом от слишком дорогих ошибок выступает развитие государственно-общественных и общественных форм управления, развитие форм самоуправле­ния, местного самоуправления.

10)  Деятельность любого экономического института должна отвечать основ­ным критериям — функциональности  и эффективности в контексте программ социально-экономического развития.

То есть, с одной стороны, к рыночным институтам относят некие организационные формы, а, с другой, — способы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами.

Институты в любой экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.

Все экономические институты по функциональности условно можно поделить по уровням хозяйствования:

-домашнее хозяйство (экономический институт семьи, экономика семьи);

-экономика предприятия, учреждения, организации;

-экономика региона, муниципального образования региона в рамках регио­нального и государственного устройства;

-экономика межинституциональных отношений (в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных, межведомственных и международных отношений) в контексте регионального (окружного) и, государственного территориального устройства.

В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.

Все указанные институты объединены общими признаками:

1) они характерны для системы разделения труда;

2) они действуют на основе принципа договорных отношений.

Правильное оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и более рациональному использованию ресурсов. Следовательно, договорная форма взаимоотношений экономических элементов в немалой степени решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих субъектов, имеет существенное значение для экономики в целом. Однако для реализации договорной формы требуется создание определенных экономических институтов.

Значительна роль экономического института семьи и в определении положения детской и молодежной группы потребителей в экономическом процессе. Высока роль социально-ролевых установок в семье, в их формировании, в том числе и через призму рекламы (включая социальную рекламу), нормы поведения и т.п., что помогает развивать более сознательное потребительское поведение, функцио­нальную готовность и активность каждого гражданина. Экономический институт семьи влияет на взаимосвязь между экономическим и правовым порядком.

Реально функционирующие институты рыночной экономики есть в гораздо большей степени продукт деятельности миллионов экономических субъектов и каждодневной реальной государственной политики, чем формальных установлений.

Можно рассматривать институт как структуру, минимизирующую транзакционные издержки, и оценивать его по этому критерию. Однако институт способен обеспечивать локальную минимизацию транзакционных издержек и вместе с тем создавать глобальную неэффективность (подобным свойством обладает, например, институт бартерного обмена). Можно анализировать, сколь эффективно институт помогает решить или, по крайней мере, смягчить проблему ограниченной рациональности. Так, предприятия с разной формой организации бизнеса по-разному справляются с последствиями ограниченной рациональности своих работников. Аналогично и различные институты с разной степенью эффективности могут добиваться смягчения последствий ограниченной рациональности.

1.4.  Предприятие, учреждение и органи­зация как экономические институты

Первоначальной точкой в развитии современных форм организации производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся одним собственником, который был одновременно и работником предприятия.

В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.


[1] М. Н. Чапурина,  Е. А. Киселевой. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002.

[2] Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1.- М.: Прогресс- Универс, 2003. — С.69.

[3] Бартенев С.А.  «История экономических учений в вопросах и ответах». М. «Юристъ», 2002

Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика