Готовый реферат:

Духовность, как культурологическое понятие

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1.Духовность как аксиологическое основание………….3

Глава 2. Духовность в различных контекстах.…………………….6

Заключение………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………10

Введение.

Термин “Духовность” трудно определить. Объем и размах предмета столь огромен и имеет так много аспектов, что с трудом может быть выражен словами. Достаточно сказать, что она имеет дело с неизменными и вечными фактами жизни — активными принципами, которые оживляют все мироздание.

Поиск “Духа” и “Законов Духовности” всегда был в душе человеческой, с самого рассвета сознания в человеке, и при всей своей древности тема сохраняет свою свежесть, так всегда было и так всегда будет. Дух или Душа — это жизненный огонь в человеке, в свете и жизни которого он живет и имеет свое бытие; неудивительно поэтому, что во все времена и у всех народов лидеры духовной мысли — мудрецы и провидцы, святые и садху — пытались раскрыть тайну жизни.

Предмет Духовности касается только проблем связанных с Духом и Душой, а именно: ее происхождение или источник; что это такое; ее местонахождение в теле и взаимосвязь с ним; как она функционирует в физическом мире; возможно ли отделить ее по своей воле от тела и телесных производных — разума и чувств, а если да, то различные процессы, связанные с этим. Она имеет дело с духовным путешествием через различные духовные планы и способностью духа пересечь их, конечной целью, к которой ведет это путешествие , и другими связанными с этим темами, такими как благополучие духа, как его питать и чем, ибо от его здоровья зависит здоровье разума и тела. Таковы некоторые из жизненно важных вопросов, которые находятся в сфере нашего рассмотрения.

Бог находится в душе

И душа находится в Боге,

Как море находится в рыбе

И рыба находится в море.

                                        Св. Екатерина

Глава 1.Духовность как аксиологическое основание.

Во всех культурных системах и философских традициях проблема духовности имела  и имеет особое звучание и разные подходы в оценке. До сих пор актуальны определённые различия между светскими и религиозными, эстетическими и философскими представлениями о духовности. И это вполне естественно, ведь духовное охватывает все сферы и уровни человеческой жизнедеятельности. Социокультурный феномен духовности выступает предметом исследования в различных областях знания, на различных уровнях эмпирического и теоретического осмысления. В сущностном своём основании духовность – явление онтологическое, особо организованная система, проявляющая себя в целом ряде содержательных установок саморегулируемого ценностного поведения, аксиологических «Я – концепций».

Изначальный, природный ритм духовного саморазвития человека характеризуют принцип саморегуляции и внутренняя направленность интеллектуального и нравственно-психологического энергетического потенциала. Тем не менее, это не означает определённой формы изоляции индивида от системы коммуникаций с другими людьми, с социальным целым. Ведь общение с миром людей и миром вещей – естественный процесс, лучший для человека способ войти в контакт с силой собственной личности, со своей духовной энергией, почувствовать свою способность к оценкам той или иной жизненной ситуации. Даже неструктурированный, спонтанный подход к чему-либо, повторяясь, сам по себе вырабатывает собственную структуру поведения и возможность достижения гармонии между потребностями личности и потребностями группы. При этом происходит смещение как акцентов в поисках, так и самих ценностей. Человек приобретает опыт в реконструировании своего внутреннего мира. Система коммуникации индивида и общества – естественный закономерный процесс, в котором общество копирует суть и абрис человека, а человек копирует мир социальных связей, базирующийся на основе тех или иных идей.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Особенности ценообразования в сетевой экономике

Под влиянием жизненного опыта человека различные идеи борются или согласуются друг с другом, Даже став массовой, идея может деперсонифицироваться, потерять связь с субъектом, её инициировавшим. Наиболее ярко подобная деперсонификация проявляется, например,  в оценке перспектив политического развития, литературных дискуссиях, аспектах юриспруденции, толковании религиозных вопросов.

Итак, меняясь, идеи означают форму коммуникации и, вместе с тем, форму обмена ценностями. Функционально духовность, в её различных формах проявления, всегда, так или иначе, оценивает действительность. Общение с миром людей, иначе говоря, означает усиление или ослабление духовного потенциала человека, условий и норм его духовного формирования.

Духовный мир это своеобразный ключ к пониманию условий формирования человека. Это способ осуществления  его субъективности, самостоятельности и целостности. Духовный мир представляет собой механизм реализации и функционирования духовности. Структурные компоненты духовного мира образуют те «константы», которые являются самодетерминированными феноменами. Так, например, духовность «обрамляет» сознание только в том случае, если личность открыта бесконечности существующих и возможных опытов различения смыслов. «Смыслопридающие переживания»[1] здесь связанны со смысложизненными вопросами. Такие переживания помогают сделать выбор, не опираясь на всевластии разума.

Рассуждая о самосознании и его соотношении с духовностью, можно предположить, что самосознание человека затрудняется тем, что любая попытка проанализировать своё самосознание эксплицирует на конкретное ценностно-смысловое содержание человека и уводит человека к сложноструктурированной универсальности, позволяющей быть не частицей, а неким целым.

На уровне индивидного бытия необходимым дополнением духовности является ценностный элемент. Через определённое отношение к вещам, людям, миру человек формирует свою оценочную систему.[2]

В своих внутренних переживаниях субъект формирует знания и оценки своего «внутреннего Я». Эта сила оказывает сильнее собственных представлений человека о своей внутренней духовной силе.

Глава 2. Духовность в различных контекстах.

Такие направления философии, как персонализм, экзистенциализм, философия жизни, философская антропология широко и, в целом, успешно исследуют внутренний мир человека, его «самость», автономность духовных процессов от непосредственного воздействия внешней среды и объектированных форм коммуникации.

Личность есть духовное существо, образованное в своём бытии субстанциональным образом. «Подобная субстанциональная определённость происходит, благодаря  присоединению к иерархии ценностей, которые человек творит в возможных творческих актах, опираясь на собственное признание», — отмечает, например, персоналист Э. Мунье.[3]

А. Бергсон подчёркивает, в частности, что сущность жизни человека может быть постигнута только с помощью интуиции, проникающей в индивидуальную природу индивида, основы которого таяться в его организации духовности. Мерой духовности является мера осуществлённости, мерой осуществлённости измеряется время человека и вмещаемого им в себя мира. Не мир и его ипостаси связывают человека с ним, а его дух связывает или разрывает человека с миром.[4]


[1] Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии. – М., 1994

[2] С. Рубинштейн подчёркивал, что ценности производны от соотношения мира и человека, они выражают, то что значимо для человека, что представляет те или иные его потребности.

Рубинштейн с.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973

[3] Мунье Э. Персонализм. – М., 1992

[4] Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование//Вопросы философии.-1990-№1

Духовность, как культурологическое понятие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Создание и подвижение сайтов Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика