Готовый реферат:

Данте Божественная комедия

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Композиция «Божественной комедии»……………………………………5
2. Проблема очищения и искупления человечества в «Божественной комедии» Данте…………………………………………………………..…6
2.1 Девять кругов ада…………………………………………………..……6
2.2. Путь к спасению………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………12
Список использованной литературы……………………………………..13

Введение

Основное произведение Данте, принесшее поэту мировую славу,— «Божественная комедия». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но и дает грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же время последним поэтом средних веков и первым поэтом нового времени. Все противоречия идеологии Данте, отраженные в других его произведениях, все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художест­венное целое.

Сам Данте назвал поэму просто «Комедия», употребив это слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и печальным концом, а комедией — всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие «комедия» во времена Данте не входили ни драматургическая специфика этого жанра, ни установка обязательно вызвать смех. Что касается эпитета «божественная» в заглавии поэмы, то он не принадлежит Данте и утвердился в XVI в., притом отнюдь не с целью обозначения религиозного содержания поэмы, а исключитель­но как выражение ее поэтического совершенства.

Данте показывает в поэме целую галерею живых людей, наделенных различными страстями. Он едва ли не первый в западноевропейской литературе делает предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения полнокровных человеческих образов спускается в загробный мир. В отличие от средневековых «видений», дававших самое общее, схематическое изображение грешников, Данте конкретизирует и индивидуализирует их образы. Все персонажи «Божественной комедии», в особенности ее первой кантики, наиболее сильной в художественном отношении, глубоко отличны друг от друга, хотя и обрисованы лишь двумя-тремя штрихами. Умение нарисовать образ на самом узком пространстве — одна из основных черт изумительного поэтического мастерства Данте, не имеющего в этом отношении равных себе во всей мировой поэзии. Это мастерство носит у него чисто реалистический характер.

Объект исследования – «Божественная комедия» Данте, предмет исследования – одна из проблем, затронутая Данте в своей поэме.

Цель работы – рассмотреть проблему очищения и искупления человечества. Для  достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть композицию «Божественной комедии»;

— выяснить, как Данте решает проблему очищения и искупления человечества.

1. Композиция «Божественной комедии»

Как и другие произведения Данте, «Божественная комедия» отличается нео­быкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие части («кантики»), посвященные изображению трех частей загробного мира, согласно учению католической церкви, — ада, чистилища и рая. Каждая из трех кантик состоит из 33 песен, причем к первой кантике добавляется еще одна песнь (первая), носящая характер пролога ко всей поэме. Так получается общее число 100 песен при одновременно проводимом через всю поэму троичном членении, находящем выражение даже в стихотворном размере поэмы (она написана трехстрочными строфами — терцинами)[1].

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Железнодорожный транспорт при открытой разработке рудных месторождений

Господство в композиционной структуре поэмы числа 3 и производного от него 9 объясняется его мистическим значением (символизация христианской идеи о троице). Уже в «новой жизни» число 9 таинственным образом сопутствовало всем значительным событиям в личной жизни поэта. В «Божественной комедии» на числах 3 и 9 основана вся архитектоника загробного мира. Она продумана Данте до малейших подробностей, вплоть до точного обозначения всех простран­ственных и временных моментов. Сюда можно добавить, что каждая кантика кончается одним и тем же словом «звезды», что имя Христа рифмуется только с самим собой и в аду вовсе не упоминается, как и имя Девы Марии, и т. д.

2. Проблема очищения и искупления человечества в «Божественной комедии» Данте

  • Девять кругов ада

Герой поэмы проходит через Ад и Чистилище и попадает в Рай, что символизирует очищение главного героя и  искупление всего человечества.

Поэт О. Э. Мандельштам советовал для повторного чтения «Божественной комедии» запастись «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями»[2]. Так он образно охаракте­ризовал душевный труд, необходи­мый, чтобы пройти вместе с Данте весь его путь и постичь смысл поэмы.

Вот, ведомый Вергилием, Данте про­ходит врата Ада и приближается к берегам Ахерона — одной из трех рек подземного царства, — на которых ме­чутся сонмы грешных душ. Многим из них суждено навечно остаться «у вхо­да» в мучительном ожидании решения своей участи.

                            То горестный удел

Тех жалких душ, что прожили, не зная

                                  Ни славы, ни позора смертных дел[3]

— по­ясняет Вергилий. Это, быть может, более всего ненавистная Данте порода людей — «вовек не живший», «жалкий люд», те, кто предпочитает уклониться от схватки. Слепни и осы  тучами вьются над их нагими душами. Здесь читатель сталкивается с одним  из многих парадоксов поэмы: души, т. е. бестелесные сущности, в Аду испытывают вполне плотские мучения. Даже перестав быть людьми и превратившись в нечто иное, например, в кусты и деревья (как самоубийцы из седь­мого круга Ада), они страдают от физической боли. Когда Данте отломил сучок растущего на его пути тер­новника, «ствол воскликнул: «Не ло­май, мне больно». В надломе кровью потемнел росток…»[4]. Эта двойствен­ность проявляется и в «Чистилище»: страдальцы наказуемы телесно (так, у завистливых глаза зашиты железной нитью), но, пытаясь обнять одну из встреченных «милых» теней, поэт на­талкивается на пустоту.

В оценке грехов Данте следует за греческим философом Аристотелем.

В верхнем Аду (первом — пятом его кругах) он помещает души грешников, наказуемых за невоздержанность — сладострастие, чревоугодие, скупость, расточительность, гневливость, т. е. за пороки не столь тяжкие; а в ниж­нем — души тех, кто караем за зло, совершённое сознательно и предна­меренно: насилие, обман и преда­тельство. Самого Аристотеля вместе с другими жившими до пришествия Христа мудрецами и поэтами древ­ности, а также средневековыми фило­софами-мусульманами Аверроэсом (Ибн Рушдом) и Авиценной (Ибн Синой) Данте помещает в первом круге Ада — Лимбе. Души Гомера, Горация, Овидия, Платона, Демокрита, Сенеки не претерпевают в Лимбе никаких му­чений, прогуливаясь по зелёному лу­гу внутри стен высокого замка. Они лишь печальны оттого, что пребыва­ют в вечной полутьме, лишённые све­та истинной веры.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Роль вакуума в процессе рождения Вселенной

Нижний Ад ограждают железные стены дьявольского города Дита. Внутри, в шестом круге, караются еретики, лежащие в огненных гробах. Среди них — один из самых известных по­литических деятелей Флоренции XIII в. Фарината дельи Уберти: он вос­стаёт навстречу Данте по всём своём несломленном величии.

В трех поясах седьмого круга, кото­рый отделяется от шестого глубоким обрывом, Данте помещает богохуль­ников и насильников над ближними и собой (самоубийц). Тираны-убийцы варятся в алом кипятке под надзором кентавров; ветви деревьев, в которые превратились самоубийцы, клюют птицы-гарпии; богохульников сжига­ет пламя огненного дождя.


[1]История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский, С. С. Мокульский. – 5-е изд., испр. и доп. —  М.: Высшая школа, Издательский центр «Академия», 2000. – С. 166.

[2] Мандельштам О. С. Разговор о Данте. – М.: Художественная литература, 1987. – С. 17.

[3] Данте А. Божественная комедия. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 15.

[4]Данте А. Указ. соч. С. 55.

Данте Божественная комедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru