Готовая дипломная:
Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены (на примере рынка конкретного товара)
Содержание

Введение 3
Глава I. Регулирование государством внешнеэкономической деятельности 7
§ 1. Сущность тарифной политики государства 7
§ 2. Виды мировых цен. Методология определения внешнеторговых цен и ценовая политика 11
§ 3. Ценообразование различных типов мировых товарных рынков 24
Глава II. Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены 34
§ 1. Влияние политики государства на внешнеторговые цены 34
§ 2. Факторы воздействия на государственное регулирование внешнеторговых отношений 40
§ 3. Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены на примере рынка нефти 61
Заключение 74
Список литературы 76

Введение

В 90-е годы в переходных экономиках сформировалась и продолжает развиваться система государственного регулирования внешнеэкономических отношений, пришедшая на смену всеобъемлющему государственному контролю. Происходит не просто пересмотр инструментов торговой политики, а они фактически создаются заново. Следствием проводимых реформ явилось заметное воздействие на воспроизводственные процессы внешнеэкономических отношений. В итоге к настоящему времени экономика большинства постсоциалистических стран стала в значительной степени рыночной и в большой мере открытой для международной конкуренции.

Современная ситуация в России отражает как воздействие внешнеэкономической политики на структурную перестройку и экономический рост, так и значительное обратное влияние субъектов экономических отношений, выраженное в лоббировании интересов соответствующих групп, отстаивающих большую открытость экономики или жесткий протекционизм, как средство последующего распределения доходов между экспортными и импортозамещающими отраслями. Борьба позиций в значительной степени основывается на учете выгод в краткосрочном плане, без стратегических ориентиров на макроэкономическую эффективность.

В течение полутора века нефть находится постоянно в эпицентре международной политики, представляя собой надежный источник благосостояния и политической силы государств. Россия является одной из крупнейших мировых нефтедобывающих держав, удовлетворяющая за счет собственных природных ресурсов не только внутренние потребности в углеводородном сырье, но и экспортирующая значительные объемы нефти за рубеж. В сегодняшней России нефтяной сектор в целом оказался наиболее стабильным сектором экономики.

Для того чтобы определенная страна могла получать максимальный эффект от внешней торговли, необходимо осуществлять меры по ее регулированию. В международной торговле существенное место занимает обоснование деятельности в условиях различного рода ограничений со стороны государства (тарифов, квот, лицензий и т.д.), их влияние на торговые потоки и другие экономические изменения. Таможенный тариф является одним из главных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Посредством тарифного регулирования государство может, не вводя прямого запрета и используя косвенные экономические регуляторы в виде изменения ставок таможенных пошлин, сокращать или увеличивать потоки товаров из страны и в страну. Очевидно, что эффективность тарифного регулирования ВЭД резко снижается при заявлении недостоверных сведений о товаре и его таможенной стоимости. Этим определяется актуальность выбранного исследования.

Влияние государства на внешнеторговые цены проявляется через государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержку импорта, проведение таможенно-тарифной политики.

Внутреннее государственное регулирование цен, в конечном счете, оказывает существенное влияние и на мировые цены, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом товарном рынке. Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийным является пример поддержки сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика в странах ЕС. Протекционизм и усиленное регулирование сельскохозяйственных рынков могут применяться с целью укрепления этой сферы при общей ее отсталости или с временными кризисными явлениями. Совершенно естественно, что страны в качестве ответной меры на потоки субсидированного экспорта из других государств ужесточают таможенные барьеры. Таможенный тариф . это систематизированный перечень таможенных пошлин, ко­торыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случа­ях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогооб­ложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспо­собность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на кото­рые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является неже­лательным.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия ООО «Орион»

В разработке основ внешнеэкономической деятельности особое значение имеют труды Л. Абалкина, А. Бузгалина, П. Бунича, А. П. Вершинина, С. Глазьева, Д. Кейнса, А. Козырина, В. Куликова, Х. Ламперта, А. Ливщица, Д. Львова, С. Митина, А. Петрова, С. Шаталина и других. Значительное число работ отечественных юристов и экономистов посвящено исследованию отдельных форм внешнеэкономической деятельности и механизмам их регулирования. К ним следует отнести труды Н. Артемова, Э. Батизи, Ю. Грачева, И. Дюмулена, Н. Завьялова, А. Козырина, В. Наумова, Ю. Петрова, В. Покровской, В. Преснякова, И. Устинова, А. Шишаева и других.

Цель дипломной работы – изучить влияние тарифной политики государства на внешнеторговые цены. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность тарифной политики государства;
  • рассмотреть множественность мировых цен;
  • изучить методологию определения внешнеторговых цен;
  • осветить ценообразование различных типов мировых товарных рынков;
  • выявить влияние политики государства на внешнеторговые цены;
  • описать факторы воздействия на государственное регулирование внешнеторговых отношений;
  • провести анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены на примере рынка нефти.

Объект исследования – государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Предмет исследования – тарифная политика государства.

Теоретическую базу исследования составили нормы конституционного, административного и других отраслей права Российской Федерации, международные документы, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, статистическая экономическая отчетность и другие пособия.

В качестве источников информации исследования использовались статистические данные, опубликованные в статистических сборниках, периодических изданиях, распространяемых информационно-аналитическими агентствами, материалы судебной практики, научные труды отечественных и зарубежных ученых.

На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть в лице Федерального Собрания принимает законы. Вопросы ВЭД регулируются законами: о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о международном коммерческом арбитраже и др.

Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т.д. В системе управления внешнеэкономической деятельностью главную роль выполняют: Министерство внешних экономических связей (МВЭС РФ), Министерство экономики РФ, государственный таможенный комитет (ГТК РФ), Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) и Центральный банк России (ЦБ, или Банк России).

Главная функция Министерства внешнеэкономических связей – это координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениями высших органов власти. Кроме того, специалисты МВЭС занимаются разработкой и реализацией государственной внешнеэкономической политикой, в т.ч. по иностранным инвестициям; принимают участие совместно с другими министерствами в разработке механизма валютно-кредитных отношений с иностранными государствами.

Министерство экономики, совместно с МВЭС, участвует в разработке предложений по внешнеэкономической политике и осуществляет государственную экономическую политику.

Единую общегосударственную политику по организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операциях осуществляет Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК).

Кроме МВЭС, Мин экономики и ВЭК в регулировании внешнеэкономической деятельности принимают участие Министерство иностранных дел (МИД РФ), Министерство по сотрудничеству со странами СНГ, Министерство науки и технической политики РФ, Государственная налоговая служба и др.

Тарифное регулирования внешней торговли (Tariff trade regulation) предполагает применение таможенной пошлины (customs duty) – государственного денежного налога, взимаемого с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Теневой рынок

По товарному обращению:

Ввозная (импортная) (import tax) – пошлина, взимаемая при перевозке товаров в таможенную зону.

Вывозная (экспортная) (export tax) – пошлина, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

Провозная (транзитная) (transit duty) – пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

Адвалорная (ad valorem tariff) – взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

Специфическая (specific tariff) – взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара.

Комбинированная (compound tariff) – сочетает оба вида таможенного обложения.

По происхождению:

Автономная (autonomous tariff) – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.

Договорная (conventional tariff) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная (preferential duty) – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.

По характеру применения:

Специальная (special duty) – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационная (countervailing duty) – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Антидемпинговая (untidumping duty) – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе (custom tariff). Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В настоящее время распространены «многоколонные тарифы» (multilinear tariff), устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать дифференцировать ставки таможенных пошлин в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране (группе стран), т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами.

Развитие МРТ и углубление международных экономических связей между странами обуславливают появление новых существенных особенностей в процессе ценообразования на мировых рынках, а именно: снижение стихийности формирования и движения цен, расширение и доступность информационной базы с учетом территориальной и коммерческой дифференциации. Необходимость в определении мировых цен возникает в связи с тем, что не все цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции, можно считать мировыми.

Мировой рынок как сфера товарных отношений предполагает в отличие от внутренних рынков выступление на нем предпринимателей разных стран, а, следовательно, мировая цена должна удовлетворять двум основным требованиям:

  1. должна быть доступной для любого продавца или покупателя, желающего участвовать во внешнеторговых операциях;
  2. должна быть достоверной и представительной для мировой торговли данным товаром.

Первое требование означает, что в качестве мировых можно рассматривать только цены обычных торговых операций. К ним относятся сделки, характеризующиеся следующими признаками:

  • раздельность,
  • взаимная несвязанность экспортных и импортных поставок,
  • регулярность осуществления,
  • платеж в свободно конвертируемой валюте,
  • осуществление в условиях свободной торговли и политического режима.

Торговые сделки, совершаемые на перечисленных условиях, могут рассматриваться в качестве обычных, так как они типичны для мировой торговой практики и распространяется на значительную часть мирового товарооборота.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Ведение индивидуальной предпринимательской деятельности в РФ

К категории специальных сделок относятся продажи на условиях товарного кредита, когда в результате участия правительства процентная ставка, сроки платежа и другие условия не соответствуют обычным торговым условиям, принятым на мировом рынке; когда платежи производятся за счет займа, предоставленного правительством экспортирующей страны; по торговым соглашениям, предусматривающим особые платежные условия. Кроме того, специальными операциями можно считать поставки в рамках внутрифирменных программ закупок, предоставление товаров в порядке даров, закупки, производимые из безвозмездно предоставленных с этой целью экспортирующей страной средств.

Второе требование. Определенным критерием для суждения о представительности отдельных видов цен в международной торговле является доля мирового экспорта конкретного товара, представленная той или иной ценой. На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров. В международном товарообороте окончательное выравнивание цен и, следовательно, формирование конечной цены, осуществляется с ориентацией на покупателя, поэтому чтобы оценить приемлемость уровня цены и ее представительность следует пользоваться ценой наиболее крупных импортеров рассматриваемого товара. Однако, по ряду товаров (прежде всего, машинам и оборудованию) в качестве информации о мировых ценах используют данные по ценам основных экспортеров.

Таким образом, мировые цены – цены важнейших экспортеров или импортеров, либо цены основных центров мировой торговли, относящихся к обычным операциям, осуществляемых в условиях открытого политического и торгового режима с платежом в СКВ.

При формировании и движении мировых цен или цен в международной торговле складываются объективные условия для отклонения мировой цены от внутренних цен отдельных стран.

Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости и основываются на затратах ведущих стран – экспортеров. Цены международной торговли отличаются от внутренних в силу разных объемов мирового и внутренних рынков, условий их функционирования, а также других ценообразующих факторов. Как правило, мировая цена ниже внутренней из-за наличия ряда инструментов (пошлины, налоги и др.), влияющих на формирование цен внутри страны, экономически ограждающих национальный рынок от иностранных поставщиков и в итоге смягчающих конкуренцию. Разрыв между мировыми и внутренними ценами может составлять до 1/3, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые.

Дифференциация цен может вызываться следующими факторами:

  1. транспортный (территориальная дифференциация),
  2. характер торговой сделки (обычная и специальная),
  3. коммерческими условиями поставок (коммерческая дифференциация).

Территориальная дифференциация цен определяется удаленностью мест производства от мест потребления и наиболее ощутимо проявляется в ценах на сырьевые и сельскохозяйственные товары (доля транспортных расходов в цене – 20-25%), по готовым изделиям имеет меньшее значение.

Различия в характере сделок ведут к формированию следующих уровней цен на одни и те же товары:

  1. цены по обычным торговым сделкам,
  2. цены по клиринговым соглашениям,
  3. цены по сделкам с платежом не в СКВ,
  4. по программам помощи и другим специальным операциям.

Коммерческая дифференциация цен обуславливает выделение трех видов цен:

  1. цены долгосрочных контрактов,
  2. цены краткосрочных контрактов,
  3. цены внутрифирменной торговли, по которым компании покупают товары от производителей, являющихся их филиалами.

В зависимости от наличия промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю выделяют:

  • цены производителя, 
  • оптовые цены,
  • розничные цены.

При переходе от цен производителя к оптовым цены возрастают за счет торговой надбавки, покрывающей расходы торговой сети и обеспечивающей ей определенную прибыль.

В зависимости от того, продается товар на внутреннем или внешнем рынке различают внутренние и экспортные цены.

При анализе динамики цен обычно используется ряд ценовых показателей – контрактные цены, биржевые котировки, справочные цены, прейскуранты, индексы цен и т.д.

Контрактные цены отражают действующий уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Однако, получить данные сведения непросто, так как они часто являются коммерческой тайной. Иногда данные о заключенных контрактах публикуются в прессе, специальных журналах, но без указания многих существенных деталей сделки.

Биржевые котировки – это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME – London Metal Ехсhаngе), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE – New York Cotton Exchange).

Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru