Готовая курсовая:

Анализ проблемы деятельности как категории психологии

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………2

Глава I. Проблема деятельности как категория психологии………………4

1.1.Понятие и сущность деятельности………………………….4

2.Категория деятельности в психологической науке…………5

1.3.Характеристики и структура деятельности……………..6

1.4.Предметное содержание деятельности…………………….7

1.5.Предметная деятельность и психология……………………9

1.6.Соотношение внутренней и внешней деятельности…….10

Глава II.Анализ деятельности в психологии………………………………15

2.1.Общее строение деятельности……………………………….15

2.2.Целеобразование деятельности……………………………….17

2.3.Соотношение понятий «действие» и «операция»………..18

2.4.Единицы деятельности…………………………………………19

2.5.Психофизические исследования деятельности…………….21

2.6.Нейропсихологические исследования деятельности……..25

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………28

Введение.

В современной психологической науке проблема деятельности занимает одно из центральных мест. Подобное положение ее обусловлено тем, что в своей основе  процесс человеческой деятельности включает в себя основные компоненты жизни.

 Деятельность каждого живого существа вызывается его потребностями, мотивациями и т.п., т.е. основополагающими компонентами жизни. Многие действия, направленные на достижение определенных целей человеком выполняются неосознанно, но всегда подразумевают скрытый или явный ее мотив. Тем самым, именно деятельность, во всех ее проявлениях (как внутренняя, так и внешняя), является главным фактором существования человека.

Процессы деятельности человека всегда были в центре внимания психологов всего мира, со дня образования психологии как науки. Вместе с тем, исследования указанных процессов в разные периоды времени затрагивал лишь определенные, весьма ограниченные аспекты деятельности. Только к концу XX века разрозненные аспекты указанной проблемы стали рассматриваться в совокупности, с привлечением данных и результатов исследований других наук.

Таким образом, введение категории деятельности в понятийный аппарат психологической науки как объекта исследования, во всем его многообразии создало принципиально новые возможности  для развития не только самой психологии, но и других отраслей человеческого знания. Кроме того,  эти же процессы обусловили возрастающую актуальность исследования деятельности.

В представленной работе рассматриваются основные направления исследования деятельности в современной психологии, а также работ более раннего периода. Кроме того, здесь же рассмотрены основные понятия  и структура деятельности как категории психологической науки. Главной целью данного исследования является подробный анализ категориального аппарата проблемы деятельности, а также подробный анализ самой сути указанной проблемы.

Гипотеза предлагаемого исследования состоит в том, что анализ проблемы деятельности позволит выявить основные направления исследовательской работы современных психологов, области их сотрудничества с представителями других наук, а также первостепенные аспекты проблемы деятельности, требующие скорейшего разрешения.

Глава I. Проблема деятельности как категория психологии.

1.1.Понятие и сущность деятельности.

Стоит отметить, что именно введение в психологию  категории деятельности  создало возможность  для адекватного подхода к проблеме биологического и социального в развитии психики человека.

Решение этой проблемы в предыдущий период развития психологической науки сводилось к утверждению того, что психика  человека имеет двойную детерминацию (биологическую и социальную). При этом главный вопрос  заключался лишь в относительном значении каждой из этих детерминант. Таким образом, упускалось то, что в процессе усвоения человеческим индивидом опыта общественно-исторической практики человечества необходимо преобразуются его исходные биологические потребности и влечения, а также врожденные способы поведения и познания.

Тем самым, проблема биологического и социального в психологии не может быть сведена лишь к соотношению двух разных сил или факторов, движущих развитием психики (наследственности и социальной среды). Данная проблема характеризуется, в первую очередь, как  проблема снятия законов биологического развития психики законами ее общественно-исторического формирования.

Готовая работа, которую можно скачать бесплатно и без регистрации:   Проблема снабжения особого арктического подразделения службы медицины катастроф министерства путей сообщения

Деятельность представляет собой  молярную, не аддитивную  единицу жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле,   на психологическом уровне, деятельность – это  единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Другими словами, деятельность не может рассматриваться как реакция или совокупность реакций. Общепринятым в современной психологии определением деятельности является следующие. Деятельность – это  активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности[1]. Она представляет собой систему, имеющую строение, свои внутренние переходы, превращения и развитие.

1.2.Категория деятельности в психологической науке.

Введение категории деятельности в психологию поменяло  весь понятийный строй психологического знания. Однако,  категорию необходимо рассматривать  во всей ее полноте: со стороны ее структуры и в ее специфической динамике, в ее различных видах и формах. Таким образом, необходимо ответить на вопрос о том, каким именно образом выступает категория деятельности в психологии.

Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидов, протекающей   в условиях открытой коллективности (среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними), а также   с глазу на глаз с окружающим предметным миром (перед гончарным кругом или за письменным столом).

Однако, в каких бы, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее ни в коем случае  нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений и жизни общества. Несмотря на  свое своеобразие, деятельность индивида представляет собой систему, которая включена в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не может  существовать. При этом, как именно   существует деятельность, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как только  в деятельности конкретных людей.

При этом, деятельность каждого отдельного человека зависит   от его места в обществе, условий жизни, а также от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.


[1] Психологический словарь. Ред. Давыдов В. В. и др. М., 1983. С. 91.

Анализ проблемы деятельности как категории психологии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рейтинг@Mail.ru